1.1. Пояснительная записка Старшая школа является завершающим уровнем в получении общего образования. Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования. Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их профессиональное самоопределение. Целями основной образовательной программы среднего общего образования являются: выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию. Программа призвана сформировать основные показатели глобального мышления и глобального сознания, развить различные формы интеллекта, а также коммуникативные, конструктивные, организаторские, прогностические и проектировочные умения. Программа СОО учитывает возрастные особенности обучающихся, которым она адресована. Характеристика обучающихся, которым адресована основная образовательная программа среднего общего образования. Возраст 16-18 лет. Ведущей деятельностью данного возраста является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории. Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают внутренний мир и самопознание, любовь и семья, ценности и товарищество, интересы и профессия, мораль и общественная позиция. Выделяется три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй - с определением условий дальнейшего развития человека, а третий - с определением ресурсов для достижения задуманных целей. На старшем уровне обучения в школе происходит существенное расширение возможности выбора каждым из обучающихся уровня и направленности образовательных программ. Приоритет в выборе образовательных технологий отдается индивидуализации учебного процесса внутри одного класса, технологиям развития самостоятельной познавательной деятельности. Уровень готовности к освоению Программы СОО: успешное освоение образовательной программы основного общего образования; наличие устойчивой мотивации к продолжению образования; наличие достаточного запаса знаний в избранной предметной области (готовность к освоению образовательных программ профильного уровня). Продолжительность обучения в старшей школе - два года. Виды деятельности старших школьников: индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника; научно-исследовательская деятельность в рамках учебной и внеурочной деятельности; организационно-проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника; деятельность по формированию своего личностного и гражданского самоопределения (участие в деятельности органов самоуправления, клуба «будущих избирателей»); творческая деятельность (в соответствие с интересами). Задачи, решаемые старшими школьниками в разных видах деятельности: освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации; выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности; овладеть приемами систематизации и классификации знаний, универсальных учебных действий; выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными и научными проблемами; освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности. овладеть навыками конструктивного поведения в социуме, самостоятельности в решении личностно-значимых проблем; сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации. Задачи, решаемые педагогами, реализующими Программу СОО: реализовать образовательную программу старшей школы в организационноучебных базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги); подготовить обучающихся к осуществлению процессов самостоятельного конструирования знаний (целостное видение предмета, системная организация предмета); сформировать у обучающихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений; организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий; организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция обучающихся. Образ выпускника старшей школы Выпускник, получивший среднее общее образование, - это человек: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебноисследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Для обучающихся, завершивших обучение в школе, характерны: Нравственный потенциал: осмысление целей и смысла жизни; усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество»; наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину; знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации; понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей; оценка своих реальных и потенциальных возможностей. Познавательный потенциал: наличие желания и готовность продолжить обучение в ВУЗе; потребность в углубленном изучении избранной области знаний. Коммуникативный потенциал: сформированность индивидуального стиля общения; владение коммуникативными умениями и навыками. Эстетический потенциал: умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; проявление индивидуального своеобразия в восприятии мира. Физический потенциал: стремление к физическому совершенству; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)