Среднее общее образование

1.1. Пояснительная записка
Старшая школа является завершающим уровнем в получении общего
образования.
Среднее общее образование является основой для получения начального
профессионального, среднего профессионального (по сокращенным
ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
Основная образовательная программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса на уровне среднего общего
образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся,
на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся,
их профессиональное самоопределение.
Целями основной образовательной программы среднего общего
образования являются: выстраивание образовательного пространства,
адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для
социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для
получения школьниками качественного современного образования,
позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную
жизненную позицию. Программа призвана сформировать основные
показатели глобального мышления и глобального сознания, развить
различные формы интеллекта, а также коммуникативные, конструктивные,
организаторские, прогностические и проектировочные умения.
Программа СОО учитывает возрастные особенности обучающихся, которым
она адресована.
Характеристика обучающихся, которым адресована основная
образовательная программа среднего общего образования.
Возраст 16-18 лет. Ведущей деятельностью данного возраста является
самоопределение как практика становления, связанная с конструированием
возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем
своей индивидуальной траектории. Процессы самоопределения реализуются
через осуществление набора проб и приобретение опыта подготовки к
принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в
образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в
разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают
внутренний мир и самопознание, любовь и семья, ценности и товарищество,
интересы и профессия, мораль и общественная позиция.
Выделяется три периода в становлении юношеского возраста. Первый
период связан с постановкой жизненных целей, второй - с определением
условий дальнейшего развития человека, а третий - с определением ресурсов
для достижения задуманных целей. На старшем уровне обучения в школе

происходит существенное расширение возможности выбора каждым из
обучающихся уровня и направленности образовательных программ.
Приоритет в выборе образовательных технологий отдается
индивидуализации учебного процесса внутри одного класса, технологиям
развития самостоятельной познавательной деятельности.
Уровень готовности к освоению Программы СОО:
успешное освоение образовательной программы основного общего
образования;
наличие устойчивой мотивации к продолжению образования;
наличие достаточного запаса знаний в избранной предметной области
(готовность к освоению образовательных программ профильного уровня).
Продолжительность обучения в старшей школе - два года.
Виды деятельности старших школьников:
индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной
образовательной программы старшеклассника;
научно-исследовательская деятельность в рамках учебной и внеурочной
деятельности;
организационно-проектная социальная деятельность в рамках
индивидуальной
образовательной программы старшеклассника;
деятельность по формированию своего личностного и гражданского
самоопределения (участие в деятельности органов самоуправления, клуба
«будущих избирателей»);
творческая деятельность (в соответствие с интересами).
Задачи, решаемые старшими школьниками в разных видах
деятельности:
освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим
способы личностной организации;
выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной
деятельности;
овладеть приемами систематизации и классификации знаний, универсальных
учебных действий;
выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими,
политическими, социальными и научными проблемами;
освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности.
овладеть навыками конструктивного поведения в социуме, самостоятельности в
решении личностно-значимых проблем;
сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных
интересов, оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной
организации.
Задачи, решаемые педагогами, реализующими Программу СОО:
реализовать образовательную программу старшей школы в организационноучебных базовых элементах и формах высшего образования (лекции,
семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги);

подготовить обучающихся к осуществлению процессов самостоятельного
конструирования знаний (целостное видение предмета, системная
организация предмета);
сформировать у обучающихся методы и приемы по исследованию
современных проблем и конструированию их эффективных решений;
организовать систему социальной жизнедеятельности и группового
проектирования социальных событий;
организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых
оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция
обучающихся.
Образ выпускника старшей школы
Выпускник, получивший среднее общее образование, - это человек:
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и
духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий
мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для
человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебноисследовательскую, проектную и информационно-познавательную
деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и
правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом,
государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей
жизни.
Для обучающихся, завершивших обучение в школе, характерны:
Нравственный потенциал:
осмысление целей и смысла жизни;
усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество»;
наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину;
знание и понимание основных положений Конституции Российской
Федерации;
понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих
людей;

оценка своих реальных и потенциальных возможностей.
Познавательный потенциал:
наличие желания и готовность продолжить обучение в ВУЗе;
потребность в углубленном изучении избранной области знаний.
Коммуникативный потенциал:
сформированность индивидуального стиля общения;
владение коммуникативными умениями и навыками.
Эстетический потенциал:
умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты;
проявление индивидуального своеобразия в восприятии мира.
Физический потенциал:
стремление к физическому совершенству;
привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение
использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального
состояния.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».