1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок подготовки и организацию проведения самообследования МБОУСОШ №2 с. Кизляр (далее Школа).
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утверждѐнным
приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462;
- Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
1.3.Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости
информации о деятельности Школы.
1.4. Самообследование проводится Школой ежегодно.
1.5. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
- планирование и подготовку работ по самообследованию Школы;
- организацию и проведение самообследования в Школе;
- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
- рассмотрение отчета органами коллегиального управления Школой, к компетенции которого относится решение данного вопроса.
1.6.Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются Школой в порядке, установленном настоящим Положением.
1.7.Результаты самообследования Школы оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результата анализа показателей деятельности Школы, подлежащей самообследованию по состоянию на 1 августа текущего года.
1.8.Размещение отчета на официальном сайте школы в сети «Интернет», и направление её
Учредителю осуществляется не позднее 1 сентября текущего года, отчет подписывается руководителем Школы и заверяется печатью.
2.Планирование и подготовка работ по самообследованию Школы.
2.1. Директор Школы издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии).
2.2.Председателем Комиссии является директор Школы, заместителем председателя Комиссии является заместитель директора по УВР.
2.3.Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
- представители коллегиальных органов управления Школой;
- при необходимости представители иных органов и организаций.
2.4. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:
- рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
- за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы Школы, подлежащее изучению и оценке в процессе самообследования;
- уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
- председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даѐтся развѐрнутая информация о
нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте(ах) и времени
предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для проведения
самообследования, о контактных лицах;
- определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самоообследования.
2.5. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет:
- порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками Школы в ходе самообследования;
- ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию
работы по направлениям самообследования, способствующее оперативному решению вопросов, возникающих у членов Комиссии при проведении самообследования;
- ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования Школы в виде
отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности
Школы, подлежащего самообследованию.
2.6. В план проведения самообследования в обязательном порядке включается:
2.6.1. Проведение оценки:
- организации образовательной деятельности,
- системы управления Школы,
- содержания и качества подготовки обучающихся,
- организации учебного процесса,
- качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения,
материально-технической базы,
- функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- медицинского обеспечения школы, системы охраны здоровья обучающихся;
- организации питания;
2.6.2.Анализ показателей деятельности Школы, подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.Организация и проведение самообследования в Школе
3.1. Организация самообследования в Школе осуществляется в соответствии с планом по его
проведению, принимаемом решением Комиссии.
3.2.При проведении самообследования даѐтся развѐрнутая характеристика и оценка включѐнных в план самообследования направлений и вопросов.
3.3. При проведении оценки и организации образовательной деятельности:
3.3.1. Даѐтся общая характеристика Школы:
- полное наименование Школы, адрес, год ввода в эксплуатацию, с какого года находится на
балансе Учредителя, режим работы образовательного учреждения;
- мощность Школы: плановая/фактическая;
- комплектование классов: количество классов, в них обучающихся; порядок приѐма и отчисления обучающихся, комплектования классов (алфавитная книга);
3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
- лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и
контрольных нормативов);
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- Устав Школы;
- локальные акты, определѐнные Уставом Школы (соответствие перечня и содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота, целесообразность);
- свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления муниципальным имуществом;
- свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок;
- наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную деятельность;
- договор о взаимоотношениях между Школой и Учредителем;
3.3.3.Представляется информация о документации Школы:
- наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых
актов, регламентирующих работу Школы;
- договоры Школы с родителями (законными представителями);
- личные дела обучающихся, алфавитная книга;
- Программа развития Школы;
- образовательные программы;
- учебный план Школы;
- календарный учебный график;
- годовой план работы Школы;
- рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов Школы (их
соответствие основной образовательной программе);
- планы работы кружков/секций, факультативов, курсов по выбору, элективных курсов;
- расписание непосредственной образовательной деятельност;
- отчѐты по итогам деятельности Школы за прошедшие годы;
- акты готовности Школы к новому учебному году;
- номенклатура дел Школы;
- журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля;
- документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие установленным требованиям (если таковые оказываются в Учреждении);
3.3.4.Представляется информация о документации Школы, касающейся трудовых отношений:
- книга учѐта трудовых книжек работников, личные дела работников;
- приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу;
- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам;
- коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
- правила внутреннего трудового распорядка;
- штатное расписание Школы (соответствие штата работников установленным требованиям,
структура и штатная численность в соответствии с Уставом);
- должностные инструкции работников;
- журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления Школой:
3.4.1.Даѐтся характеристика и оценка следующих вопросов:
- характеристика сложившейся в Школе системы управления;
- перечень структурных подразделений Школы, оценка соответствия имеющейся структуры
установленным законодательством об образовании компетенциям образовательной организации, а также уставным целям, задачам, и функциям Школы;
- органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена управленческая система Школы;
- режим управления Школой (в режиме функционирования, в режиме развития, опережающее управление, проектное управление и т.п.);
- содержание протоколов органов коллегиального управления Школой, административных
совещаний при директоре;
- планирование и анализ учебно-воспитательной работы;
- состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы Школы, рабочих программ педагогов (планов воспитательно-образовательной работы), рекомендации и их реализация;
- каковы приоритеты развития системы управления Школой;
- полнота и качество приказов директора Школы по основной деятельности, по личному составу;
- порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота обновления, принятие новых);
3.4.2. Даѐтся оценка результативности и эффективности действующей в Школе системы
управления, а именно:
- как организована система контроля со стороны администрации школы и насколько она эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам образовательных отношений;
- как организована система взаимодействия с организациями-партнерами (наличие договоров
об аренде, сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.д.) для обеспечения образовательной деятельности;
- какие инновационные методы и технологии управления применяются в Школе;
- использование современных информационно-коммуникативных технологий в управлении
Школой;
- оценивается эффективность влияния системы управления на повышение качества образования;
3.4.3. Даѐтся оценка обеспечению координации деятельности педагогического коллектива
Школой;
3.4.4. Даѐтся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана работы с неблагополучными семьями; социальный паспорт Школы, в т.ч. количество обучающихся из социально незащищѐнных семей;
3.4.5. Даѐтся оценка организации взаимодействия семьи и Школы:
- организация информирования родителей (законных представителей) обучающихся о правах
и обязанностях обучающихся, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования;
- наличие, качество и реализация планов работы и протоколов Совета школы, педагогического совета, родительского комитета; общих и классных родительских собраний, родительско-го
всеобуча (лектории, беседы и др. формы);
- обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных нормативных документов;
- содержание и организация работы сайта Школы;
3.4.6. Даѐтся оценка организации работы по предоставлению льгот (наличие нормативной
базы; количество льготников (из регионального/муниципального бюджетов); соблюдение
законодательных норм).
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников:
3.5.1. Анализируются и оцениваются:
- Программа развития Школы;
- образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и
задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогиче-ский
результат; анализ реализации образовательных программ;
- механизмы определения списка методической литературы, пособий, материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе;
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
- характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития территории;
- анализ качественного, социального состава родителей, характеристика семей (социальный
паспорт Школы);
- даѐтся характеристика системы воспитательной работы Школы (является ли воспитатель-ная
работа системой, а не формальным набором мероприятий; какие из направлений воспитательной работы реализуются в Школе; наличие специфичных именно для данной Школы,
форм воспитательной работы);
- мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса,
Школой совместно с учреждениями культуры;
- создание развивающей среды в Школе;
- обеспеченность учебниками, дидактическим материалом;
- наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала, спортивной площадки,
огорода; цветника; зелѐных насаждений; спортивного оборудования;
- результативность системы воспитательной работы;
3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования (если таковое
осуществляется в Школе), в том числе:
- программы дополнительного образования;
- наличие необходимых условий, материально-технического, программно-методического,
кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования;
- направленность реализуемых программ дополнительного образования обучающихся;
- охват обучающихся дополнительным образованием;
- анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности Школы, в том числе:
- изучение мнения участников образовательных отношений о школе, указать источник знаний о них;
- анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных
представителей) обучающихся, других заинтересованных лиц;
- анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для
сбора информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность использования таких методов;
- применение для получения обратной связи таких форм как форум на сайте образовательного учреждения, интервьюирование, «День открытых дверей» и другие); анализ полученных
таким образом сведений о качестве подготовки и уровне развития обучающихся, условиях
обучения и т.д.;
- меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер;
3.5.5. Проводится анализ и даѐтся оценка качеству подготовки обучающихся , в том числе:
- число обучающихся, для которых учебный план является слишком сложным полностью или
частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются обучающиеся);
-наличие Положения о системе мониторинга результатов освоения образовательных программ образования;
- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным требованиям (требованиям ФГОС);
- достижения обучающихся по сравнению с их первоначальным уровнем;
- достижение целевых ориентиров образования в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта;
- результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития обучающихся.
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и оцениваются:
- учебный план Школы, его структура, характеристика; выполнение;
- анализ нагрузки обучающихся;
- календарный учебный график Школы;
- расписание непосредственной образовательной деятельности;
- анализ форм работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности;
- соблюдение принципа преемственности обучения в классах;
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов обучающихся;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учѐт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается:
- профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих
высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования; количество
педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих
квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55
лет, старше 55 лет); своевременность прохождения повышения квалификации;
- количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих учѐную степень,
учѐное звание, государственные и отраслевые награды;
- доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
- доля педагогических работников, имеющих базовое специальное педагогическое образование;
- движение кадров за последние пять лет;
-возрастной состав;
-работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов);
-творческие достижения педагогов;
- система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работни-ков
и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства;
- укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами;
- потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и количества планируемого увеличения штатов);
- порядок установления заработной платы работников Школы, в т. ч. надбавок, порядка и
размеров, стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учѐтом
стимулирующей части оплаты труда (min-max);
- состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках.
3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и
оценивается:
- система методической работы Школы (даѐтся еѐ характеристика);
- оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед Школой, в том числе в образовательной программе;
- вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством школы,
педагогическим советом;
- наличие методического совета и документов, регламентирующих его деятельность (положение, перспективные и годовые планы работы, анализ их выполнения);
- формы организации методической работы;
- влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников;
- работа по обобщению и распространению передового опыта;
- наличие в Школе публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта
работы лучших педагогических работников (указать конкретно);
- использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных
(оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению новых технологий и методик в учебный процесс);
- количество педагогических Школы, разработавших авторские программы, утверждѐнные на
федеральном и региональном уровнях.
3.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения анализируется и оценивается:
- обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;
- общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
- обеспечено ли Школа современной информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.);
- востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
- наличие сайта Школы (соответствие установленным требованиям, порядок работы с сайтом);
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности Школы для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.);
3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
- уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
- соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося;
- площади, используемых для образовательного процесса (даѐтся их характеристика);
- сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности;
состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
- сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
- сведения об обеспеченности мебелью, инвентарѐм, посудой;
- данные о проведении ремонтных работ в Школе (сколько запланировано и освоено бюджетных (внебюджетных) средств);
- сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материальнотехническом оснащении образовательного процесса;
- меры по обеспечению развития материально-технической базы;
- мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2.Соблюдение в общеобразовательном учреждении мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе:
- наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной
кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание с соответствующими организациями;акты о состоянии пожарной безопасности;
- проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3. Состояние территории Школы, в том числе:
- состояние ограждения и освещение участка;
- наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к Школе;оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника.
3.11. При оценке качества медицинского обеспечения Школы, системы охраны здоровья
обучающихся анализируется и оценивается:
- медицинское обслуживание, условия для оздоровительной работы (договор с территориальным лечебно-профилактическим учреждением о порядке медицинского обслуживания
обучающихся и сотрудников);
- регулярность прохождения сотрудниками Школы медицинских осмотров;
- анализ заболеваемости обучающихся;
- сведения о случаях травматизма среди обучающихся;
- выполнение предписаний надзорных органов;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима;
- защита обучающихся от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся (какими нормативными и методическими документами руководствуется школа в работе по данному направлению);
- сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм организации
образовательной деятельности с обучающимися, обеспечивающих смену характера деятельности обучающихся;
- соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования (если таковое
практикуется);
- использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности (показать результативность, в т.ч. динамику состояния здоровья);
- система работы по воспитанию здорового образа жизни;- динамика распределения обучающихся по группам здоровья;
- понимание и соблюдение обучающимися здорового образа жизни (наличие мероприятий,
программ, обеспечивающих формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни,
работа по гигиеническому воспитанию);
- мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у обучающихся.
3.12. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается:
- наличие собственного пищеблока;
- работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;
- договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием обучающихся (с
кем, на какой срок, реквизиты правомочных документов);
- качество питания: калорийность, сбалансированность (соотношение белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания; разнообразие ассортимента продуктов; витаминизация, объѐм порций, наличие контрольного блюда; хранение проб (48 часовое); объѐм порций; использование йодированной соли; соблюдение питьевого режима;
- наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие графика
получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещѐнных продуктов, норм питания;
список обучающихся, имеющих пищевую аллергию;
- создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке;
- выполнение предписаний надзорных органов.
3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования:
3.13.1.Осуществляется сбор и анализ информации о Школе в соответствии с Перечнем,
утверждѐнным постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
3.13.2. Анализируется и оценивается:
- наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки
качества образования;
- наличие ответственного лица – представителя администрации Школы, ответственного за
организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования (приказ о
назначении, регламент его работы – положение, порядок);
- план работы Школы по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования и его выполнение;
- информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в Школе;
- проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней
системы оценки качества образования;
- проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках функционирования
внутренней системы оценки качества образования.
3.14. Анализ показателей деятельности Школы, подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4.Обобщение полученных результатов и формирование отчета
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждѐнным
планом самообследования, членами Комиссии передаѐтся лицу, ответственному за свод и
оформление результатов самообследования дошкольного образовательного учреждения, не
позднее чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования.
4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования Школы,
обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчѐта, включающего аналитическую
часть и результаты анализа показателей деятельности Школы, подлежащего самообследованию (далее Отчѐт).
4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит предварительное рассмотрение Отчѐта: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о
необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по
итогам самообследования.
4.4. С учѐтом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний по
Отчѐту председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения Отчѐта.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма Отчѐта направляется на рассмотрение органа коллективного управления Школой, к компетенции которого относится решение данного вопроса.
5. Ответственность
5.1. Заместитель директора Школы, педагогические работники несут ответственность за выполнение данного Положения в соответствии требованиями законодательства.
5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является директор
школы