– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации обучающегося, его интеграции в систему отечественной и мировой
культуры; обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности обучающегося;
– укрепление психического и физического здоровья обучающихся;
–развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
1.4. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное) в следующих формах:
• художественные, культурологические, филологические, хоровые студии;
• сетевые сообщества;
• школьные спортивные клубы и секции;
• юношеские организации;
• научно-практические конференции;
• школьные научные общества;
• олимпиады;
• поисковые и научные исследования;
• общественно полезные практики;
• военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на
добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
2. Организация внеурочной деятельности.
2.1. Внеурочная деятельность осуществляется через:
• учебный план ОО, а именно через часть, формируемую участниками образовательных
отношений (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные
общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных
от урочной);
• план внеурочной деятельности;
• деятельность, организуемую классными руководителями (экскурсии, диспуты,круглые
столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);
• деятельность иных педагогических работников, осуществляемую в соответствиис
должностными обязанностями квалификационных характеристик должностейработников
образования.
2.2. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (не
более 10 часов в неделю) с учетом интересов обучающихся и возможностей ОО.
2.3. План внеурочной деятельности администрация ОО может подготовить в
соответствии со структурой, представленной в примерных основных образовательных
программах по уровням образования.
План внеурочной деятельности на уровне основного общего образования представляет
собой описание целостной системы функционирования ОО в сфере внеурочной деятельности и
может включать в себя:
• план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в
том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских,
подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
• план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по
предметам программы основной школы);
• план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной
и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);
• план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование
индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
• план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве
общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных
межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики
различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой,
социальной защиты учащихся);
• план воспитательных мероприятий.
2.4. В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов детей и родителей педагогический коллектив ОО может
реализовать следующие модели плана внеурочной деятельности:
• модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;
• модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;
• модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в
пространстве ОО;
• модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий;
• модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному
обеспечению учебной деятельности.
2.5. Внеурочная деятельность может быть реализована в каникулярное время в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе ОО или на базе загородных
детских центров, в походах,поездках и т. д.) на основании приказа руководителя ОО.
2.6. Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут
отличаться:
• на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно
еженедельно предусмотреть от 2 до 3 ч, при этом при подготовке и проведении коллективных
дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1 неделю может
быть использовано до 10 ч. (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной
деятельности);
• внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно –от 1 до 2 ч;
• организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно – до 1 ч;
• осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся еженедельно –
от 1 до 2 ч;
• обеспечение благополучия обучающегося еженедельно – от 1 до 2 ч.
2.7. Администрация ОО самостоятельно решает вопросы формирования и
наполняемости групп для организации внеурочной деятельности.
2.8. В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические
работники ОО. Координирующая роль принадлежит заместителям руководителя ОО по учебновоспитательной и по воспитательной работе и классному руководителю, которые
взаимодействуют с другими педагогическими работниками с целью максимального
удовлетворения запросов обучающихся и организуют внеурочную деятельность в группе.
2.9. ОО создает условия для активного участия обучающихся во внеурочной
деятельности по всем направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
2.10.
Финансирование
внеурочной
деятельности,
реализуемой
учителямипредметниками для учащихся 5–9-х классов в форме дополнительных образовательных
модулейи спецкурсов, научного общества, осуществляется из тарификации ОО.
2.11. Рабочие программы внеурочной деятельности утверждаются руководителем ОО.
2.12. Расписание внеурочной деятельности на год утверждается руководителем ОО в
начале учебного года.
2.13. Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от возраста
обучающихся и вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 для организации внеурочной деятельности
могутиспользоваться помещения ОО (читальный, актовый и спортивный залы, библиотека).
2.14. Педагогическими работниками ОО для развития потенциала одаренных
обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)могут
быть разработаны на основании заявления родителей (законных представителей)
индивидуальные планы внеурочной деятельности. Часы внеурочной деятельности для
обучающихся с ОВЗ могут быть использованы для организации коррекционно-развивающих
занятий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ОО
или рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
2.15. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться
возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. При заключении с
ними договоров о реализации внеурочной деятельности обучающихся администрация ОО
учитывает "Санитарно-эпидемиологические требованияк устройству, содержанию и
организации режима работы образовательныхорганизаций дополнительного образования детей.
СанПиН 2.4.4.3172-14", утв. постановлением Главного государственного санитарного врачаРФ
от 04.07.2014 № 41.
3. Требования к программам внеурочной деятельности.
3.1. Программа внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные
элементы:
• титульный лист;
• тематическое планирование с определением
• пояснительную записку;
основных видов внеурочной деятельности
• общую характеристику курса;
обучающихся;
• личностные и метапредметные результаты • содержание курса внеурочной деятельности;
освоения курса;
•
описание
учебно-методического
и
материально-технического обеспечения.
3.2.На титульном листе программы внеурочной деятельности необходимо указать:
•наименование ОО;
•возраст обучающихся, на которых рассчитано
•где, когда и кем утверждена программа;
содержание внеурочной деятельности;
•название
программы
внеурочной •срок реализации;
деятельности;
•Ф.И.О., должность составителя;
•направление внеурочной деятельности, в •год разработки.
рамках которого предполагается реализовать
данную программу;
3.3.В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности необходимо
раскрыть следующие вопросы:
•актуальность (педагогическая целесообразность) программы внеурочной деятельности;
•цель и задачи программы внеурочной деятельности. Цель должна соответствовать
требованиям к личностным результатам освоения ООП, установленным ФГОС основного
общего образования. Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации
практической деятельности обучающихся;
•формы и режим занятий;
•ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности и способы определения
результативности.
Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются
выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п. Перечень и
сроки проведения мероприятий должны быть прописаны заранее.
В перечне мероприятий необходимо представить схематический сценарий мероприятия с
выделением видов деятельности обучающихся и предполагаемого результата.
4. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех
уровнях:
• представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках
одного направления;
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося
на основании экспертной оценки личного портфолио;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОО по
направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных
результатов обучающихся.