polozhenie_o_domashnem_zadanii.pdf

1.

Основные требования к организации домашней работы.

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования
учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего
задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока.
Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие
компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего
задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа
учеников на уроке. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке ученик
полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая
самостоятельная учебная работа были единым процессом.
К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные
требования:
Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию
быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки
следующего.
Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит
их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий
влияет на ход последующих классных занятий. Тщательное планирование домашних
заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание
и объем.
Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. Содержание
современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий,
следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери к предмету.
Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, но не
точной копией, выполненной в классе.
Давая домашнее задание, учителю необходимо проводить инструктаж по его выполнению.
Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в
решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В
этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации,
индивидуализации домашних заданий.
Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и
оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются
мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.
Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений
сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых
ситуациях.
Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание,
направленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений,
вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующее знания учащихся, полезнее давать
в начале урока.
СанПиН 2.4.2.1178-02 (для общеобразовательных учреждений) устанавливает требование
обучения детей в 1-м классе с соблюдением следующего требования - обучение без
домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.
Для учащихся других классов домашние задания даются обучающимся с учетом
возможности их выполнения в следующих пределах:
в 1 классе (со второго полугодия) – 1ч.,
Во 2-м – до 1,5 ч.,
В 3-м – до 2 ч.,
В 5-6-м – до 2,5 ч.,
В 7-8-м – до 3 ч.,
В 9-11-м – до 4 ч.

Домашние задания не задаются учащимся первого класса в первом полугодии,
учащимся начальных классов - на выходные дни, всем учащимся - на каникулярное время.
В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 N 220/11-12 «О недопустимости перегрузок
обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся
начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
- в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа;
- во 2-м - до 1,5 часа;
- в 3 - 4-м - до 2 часов.
При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Для
обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать
домашние задания на понедельник.
Перегрузку учащихся могут вызывать:
 чрезмерно большое домашнее задание;
 чрезмерно трудное домашнее задание;
 несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения
определенного вида задания;
 ·неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.
Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по
другим предметам.
Объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного
материала на уроке;
Норма домашнего задания на письменных предметах не более 1/3 от объема выполняемой
работы на уроке;
Домашнее задание не задается в первом классе, на праздничные, каникулярные и
выходные дни, исключение составляют предметы, изучаемые один раз в неделю;
В случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления
материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития
индивидуальных способностей учащихся, а также для развития способностей особо
одаренных детей, рекомендовать учащимся в необходимых случаях по ряду предметов
творческий характер домашних заданий;
Домашнее задание сообщается в соответствии с логикой урока, а не после звонка.
Примерный объем домашних заданий для учащихся 2 — 4 классов
№
п/п
1

Учебный
предмет
Математика

2

Русский язык

15
—
17
слов 25 — 28 слов
упражнение для
упражнение для
домашней
домашней
работы может
работы может
включать не
включать не
более одного
более
одного
дополнительного
дополнительного
грамматического
грамматического
задания
задания

35 — 37 слов
упражнение для
домашней
работы может
включать не более
одного
дополнительного
грамматического
задания

3

Литературное
чтение

не более
страниц

1,5 не более 2 – 2,5
страниц

не более 3 – 3,5
страниц

4

Окружающий мир

не более 1 – 1,5
страниц

не более 2 – 2,5
страниц

не более 3,5 – 3
страниц

2

класс

3 класс

4 класс

Задача или 2 столбика Задача или 3 столбика Задача и 2 выражения,
примеров
примеров, но не более или 2 задачи, или
16
задача и 4 примера

1

–

3. Проверка домашнего задания.
Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения,
правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить
самостоятельность выполнения, определить приемы, использованные учащимися при
самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к
усвоению нового материала.
Учитель обязан регулярно систематически контролировать выполнение домашнего
задания.
В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может
осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так
и в конце (если тема новая). Время на проверку регламентировано (не более 10 минут на уроке
комбинированного типа). Поэтому в целях повышения результативности проверки
следует активнее использовать доску, сигнальные карточки, тесты, перфокарты, игровые
задания.
Формы контроля за выполнением домашней работы разнообразны, но необходимо при
их использовании обеспечить не только оценку результатов, но и наметить перспективу
индивидуальной работы, как с сильным учеником, так и со слабоуспевающим. Нужно так
организовать проверку, чтобы ученик был заинтересован в дальнейшей учебной деятельности.
При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:
 Фронтальная проверка выполнения письменного задания;
 Выборочная проверка письменного задания;
 Фронтальный опрос по заданию;
 Выполнение аналогичного упражнения;
 Взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;
 Опрос с вызовом к доске;
 Опрос по индивидуальным карточкам;
 Проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока.
4. При организации домашней работы использовать методические рекомендации, данные в
приложении к данному положению

Приложение
к Положению о домашнем задании МБОУ СОШ №2 с. Кизляр Моздокского района РСО-Алания

Методические рекомендации для учителя
к организации домашних заданий.
Учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет
вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с
помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к
деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого
учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.
o Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение новых знаний и умений одновременно
развивали бы определенные качества личности.
o Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие повлечет за собой
односторонность развития личности.
o Сознательно используйте домашнее задание в целях развития самостоятельности, интереса
к учебе и творческих способностей.
o При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование
домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных
качеств учащихся.
o Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время
для проверки и оценки выполнения задания.
o Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят
поставленное вами домашнее задание. Мотивируйте задания, пробуждая у учащихся
любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга,
используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные
склонности и желания.
o Никогда не задавайте домашнее задание по звонку или после звонка, сообщайте домашнее
задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
o Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для
развития индивидуальных способностей учащихся и их применения в интересах всего
классного коллектива.
o Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для
развития способностей особо одаренных детей.
o С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения,
так ли обязательно выполнение домашнего задания.
o Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели
домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего
задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена
позже.
o Не давайте такие задания, которые могут привести к перегрузке учащихся.
o Ни в коем случае не наказывайте провинившихся учеников домашним заданием.
o Осуществляйте проверку домашних заданий своевременно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».