Основная образовательная программа дошкольного образования

Образовательная программа составлена на основе:
комплексной программы образования и развития детей 5-6 лет
«Предшкольная пора», допущенной Министерством образования РФ,2010г.,

руководитель программы - член корреспондент Российской академии
образования профессор Н.Ф.Виноградова.

1.Пояснительная записка
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе
детей,которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной
программы:
социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних
первоклассников;
педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного
возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) «О Концепции
модернизации российского образования за период до 2010 г.» особое
внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного
воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей
к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и
родителей для достижения соответствия образования актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ (декабрь 2004 г.)
«Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в
структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках
которой обучение осуществляется с пяти с половиной лет.
В связи с более ранним началом систематического образования особого
внимания требует решение нескольких задач:
• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе
предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей
этого возраста;
• отбор содержания образования детей на ступени предшкольного
образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода
развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе
школы;
• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к
школе,
желания учиться;
• формирование социальных черт личности будущего школьника,
необходимых для благополучной адаптации к школе.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования
детей 5-6 лет должен прежде всего определяться тем, что они —
дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению.

Авторы проекта стремились уйти от конъюнктурного понимания подготовки
детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы
первого класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств
личности, тех особенностей психических процессов и тех
видов деятельности, которые определяют становление устойчивых
познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям
знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных
документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в
соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления,
воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности
процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на
основе следующих принципов:
• реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития,
актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.;
личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
• учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность —
ведущую для этого периода развития;
• сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
• обеспечение необходимого уровня сформированности психических и
социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к
взаимодействию с окружающиммиром;
• обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к
обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для
единого старта детей в первомклассе,
обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
• развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности
ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство,
литература, история и др.).
Авторы понимают необходимость учета целостности восприятия
дошкольником окружающего мира, поэтому предлагают интегрированный
подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад
разных образовательных областей в реализацию общих целей развития
ребенка дошкольного возраста.
В программу «Предшкольная пора» входят: программа обучения и развития
(для групп подготовки к школе детей с 5 лет); средства обучения для
дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия и
рекомендации для педагога по каждому разделу.
2.Структура программы
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть
каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития,
адаптации к школьному обучению.

В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития
ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и
себя», «Познаем мир», «Учимсядумать, рассуждать, фантазировать»,
«Учимся родному языку», «Учимся рисовать». Вместе с тем выделение
разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является
взаимосвязь всех
разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с
использованием разных средств обучения.
Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое
формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей
принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя,
своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию
умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою
деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами.
Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим
организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены,
позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других
людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к
другим, развиваются навыки общения.
Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем
предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание
уделяется осознанию дошкольникомярких, легко воспринимаемых
характерныхособенностейобъектов природы(внешний вид, передвижение,
питание и др.).
Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его
умение использовать полученные знания в конкретной деятельности
(речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила
поведения в природе иобществе.
Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к
изучению предметов начальной школы, прежде всего «Математики» и
«Окружающего мира». Например, особое внимание уделяется выделению
математических характеристик предметов окружающего нас мира (число,
последовательность, пространственные ориентировки и др.)
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и
умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое
внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей
(причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами
окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как
основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического
мышления. В данном разделе представлены знания и умения,
обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной
школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также
«Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе
осуществляется в трех направлениях:

• формирование базовых умений, лежащих в основе математических
понятий, изучаемых в начальной школе;
• логическая пропедевтика, которая включает формирование логических
умений, составляющих основу формирования понятия числа;
• символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного
словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять
описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое
внимание уделено специальной подготовке к изучению русского
языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму.
Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного
творчества ребенка.
Раздел «Учимся рисовать» учит дошкольникаиспользовать сенсорные
впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их
расположения в пространстве, анализировать предметы и их графические
изображения по форме, пропорциям, частям, ориентироваться в пространстве
листа, для воспроизведения образца выделять пространственные отношения
между элементами изображения. С помощью рисования копировать и
создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные
виды штриховки. Изображать человека и животных в статике и динамике.
3.План организации обучения предшкольного образования
Продолжительность обучения: 33 недели (с сентября по май).
Общее число занятий —20часов в неделю.
«Познаем других людей и себя» — 2 ч.
«Познаем мир» — 3 ч.
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» — 3 ч.
«Учимся русскому языку» — 5 ч.
«Учимся рисовать»-2ч.
«Играем, фантазируем» -5ч.
4.Содержание программы
Раздел I
«Познаем других людей и себя»
Знать свое полное имя и некоторые его производные формы (например,
Дмитрий, Дима, Митя), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона.
Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе
(сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка,
дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста
(мальчик/девочка, взрослый/ребенок, молодой/старый).
Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверстниками
заниматься физической культурой: делать зарядку, закаливающие
процедуры, много двигаться на воздухе,участвовать в спортивных играх и т.
п.Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми,

выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть
стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять
заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу,
проявить сочувствие. Кратко характеризовать свои индивидуальные
особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться
в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая —правая.
Определять направление своего движения — ходьбы и бега (вперед, назад,
влево,вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать
слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные
направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе,
дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом,
вертикально, горизонтально).
Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для
восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши
нужны, чтобы слышать различные звуки...», «запахи мы чувствуем с
помощью носа, а вкус — с помощью языка»). Знать правила
охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом
освещении, громко кричать, касаться горячего или холодного голыми руками
и др.).
Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое
эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять
внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей —
взрослых и детей (пожалеть, развеселить и др.)Осознавать: «Я — человек и
умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют
делать все люди, но я многому еще должен научиться». Накапливать
жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи,
достижения, конкретные умения: что получается, а что — нет.
Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования
воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за
своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой.
Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать
порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место
для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия
усталости, напряжения, организации своего рабочего места.
Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения
взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к
занятию, уборка игрушек, уход за своими вещами, участие в уборке
групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари,
использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться
столовыми приборами (включая нож), салфетками.
Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и
занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками
пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и
др.): благодарить, просить, помогать. Проявлять внимание, желание
порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть

последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать
свои поступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать
слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости
(жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется,
опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться,
приласкать, угостить...). Справедливо оценивать успехи сверстников.
Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не
только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений
обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и отношение
других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать
шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения
простых этических ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо).
Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.
В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к
наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/не
нравится), элементарно обосновывать
свое мнение (почему нравится/не нравится).
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии
«Предшкольная пора»:
Козлова С. А. «Я хочу в школу»;
Козлова С.А. «Я и мои друзья»;
Куликова Т.А. «Я и моя семья».
Раздел II
«Познаем мир»
Предметный мир
Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их
назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В
бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет
по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных
материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать
назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине,
материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать
изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений
предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).
На основе наблюдений определять основные (радуга) и дополнительные
цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму
предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар),
ориентироваться в количественных характеристиках предметов
(больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10,
прибавлять и отнимать по одному предмету. Ориентироваться в
пространстве: в своей квартире, помещении детского сада (школы).
Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки
транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в

помещении (находить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет
и др.). В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные
с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо/налево,
сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением
пространственных отношений между предметами (расположение мебели,
окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).
Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон
(например, арбуз — шар; окно — прямоугольник) , называть основные
геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник,
овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).
Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов —
мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в
понятиях «время», «давно», «недавно», «долго/недолго», «еще будет» и др.
Природа
Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные
для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание
водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и
последовательность времен года, называть основные признаки
сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с
сезонами (град, снег, иней, гололед и др.). С помощью простейших опытов
определять основные свойства песка, глины, воды (например: вода течет,
прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму).
Использовать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для
игры, конструктивной деятельности, труда. Наблюдать различные живые
объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель,
корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и
лиственные. В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую
характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья
коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних),
пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном
окружении и уголке природы, описывать особенности их внешнего вида
(количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает,
летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных
по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки
(рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные
свойства (покров тела, особенности окраски). Знать наиболее
распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности
приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка
корма). Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка
природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными (кормить,
помогать убирать клетку, менять воду, подкармливать птиц на участке).
Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их
выращиванию (посев крупных семян, полив, протирание листьев).
Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые
растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к

растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке,
аппликации) результаты своих наблюдений в природе.
Общество
Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные
достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник,
площадь, места труда и отдыха людей). На основе чувственного опыта или
наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с
картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны,
достопримечательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина,
автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на
улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения
(пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора.
Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т. д.). Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать
названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям
трудовых действий. Участвовать в разных видах отдыха и свободного
времяпрепровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники,
субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать участие в
национальных играх, обрядах и праздниках. Различать музыку народную и
авторскую. В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций
расширять свои представления об особенностях литературы и искусства
разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии
«Предшкольная пора»:
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»;
СалминаН.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
Златополъский Д. С. «Удивительные превращения»;
Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»;
Куликова Т.А. «Я и моя семья»;
Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие».
Раздел III
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
В процессе практической деятельности с предметами устанавливать
соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания);
сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же
(поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то»,
уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины,
выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа
прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство)
предметов (+1,-1). Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в
пределах 10. В практической деятельности определять отношения между

числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа
(«3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете
направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий»,
«последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для
определения числа. Подбирать множество к числу и число к множеству;
использовать различные средства изображения при выполнении
арифметических и логических операций. Сравнивать и описывать предметы
по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить
признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся
признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным
принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие
геометрические фигуры, составлять фигуры из частей. Выделять основания
для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех
же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее
слово (понятие) для группы предметов. Опытным путем определять, что
число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений,
направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с
предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать,
измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному
из параметров (длина, высота, толщина). Считать.предметы, звуки,
движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые
равенства и неравенства. Учиться обдумывать действия в начале своей
работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на
вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?».
Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.
Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые
системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаковрисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур.
Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков
предметов, месяцев года, сезонов, названий помещений (например: жарко,
ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.). Видеть образы в
неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу
облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в
пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным
чертам, завершать рисунок. В процессе игрового часа участвовать в
свободных играх-движениях под музыку, создавать различные образы в
соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных плясках.
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии
«Предшкольная пора»:
Салмина Н.Г. «Учимся думать»;
Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;

Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;
Салмина Н.Г., ГлебоваА.О. «Учимся рисовать»
Раздел IV
«Учимся родному языку»
В процессе общения пополнять активный словарь словами,
характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан?
для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и
пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению
(например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться —
улыбаться; грустно — весело; легко — тяжело и др.).
При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами,
характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий,
глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира,
описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко
и банан и др.). Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В
процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова,
характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный,
обиженный, усталый). Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в
составлении более полной характеристики любого объекта — игрушки,
предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение,
цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся
сенсорные представления. Составлять небольшие рассказы на близкие детям
темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие
портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.
Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий
обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с
нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям
темы, несложному натюрморту, пейзажу. Составлять описательные и
повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные
детям темы (например:«Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна
пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункампиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают
эти знаки?»). Составлять небольшие описательные рассказы от имени
животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.).
Придумывать фантастические истории по плану: кто это,
где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась
эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов,
участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение,
составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить
модели предложений. Выделять часто встречающийся в словах звук,
обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу,
интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть
слова по определенному фонематическому признаку, называть парызвуков

по твердости-мягкости. Соотносить произносимое слово со схемой его
звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в
процессе моделирования). Различать и обозначать соответствующим знакомзаместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с
игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с
определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии
«Предшкольная пора»:
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.
Играем со звуками и словами»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.
Играем и читаем вместе»;
ВиноградоваН.Ф. «Придумай и расскажи»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
Раздел V
«Учимся рисовать».
Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности
детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые
можно объединить в несколько блоков:
пространственная ориентировка;
умение анализировать форму предмета и изображения;
развитие воображения;
освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Раздел VI
«Играем и фантазируем» направлен на развитие воображения, в
значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в
школе. Особое внимание уделяется такому качеству воображения, как
предвидение, сформированность которого определяет творческие
характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой,
художественной, трудовой и др.).
Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с
помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых,
режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется
использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками
учебной деятельности:
принятие и удержание учебной задачи;
самостоятельный выбор средств для достижения результата;

точное выполнение инструкции (правила) игры и др.
5.Методическое обеспечение
Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» / под
редакцией
Н.Ф.Виноградовой — М.: Вентана — Граф, 2009. - (Предшкольная пора).
Полное методическое обеспечение к программе «Предшкольная пора»:
1.
Безруких М. М. Готов ли ребенок к школе?
2.
Виноградова Н. Ф. Придумай и расскажи.
3.
Виноградова Н. Ф. Рассказы — загадки о природе.
4.
Журова Л. Е., Кузнецова Л. И. Азбука для дошкольников. Играем и
читаем вместе.
5.
Журова Л. Е., Кузнецова М. И. Азбука для дошкольников. Играем со
звуками и словами.
6.
Златопольский Д. С. Удивительные превращения.
7.
Козлова С. А. О правах и правилах.
8.
Козлова С. А. Отправляемся в путешествие.
9.
Козлова С. А. Я и мои друзья.
10. Козлова С. А. Я хочу в школу.
11. Куликова Т. А. Что, где. Почему?
12. Куликова Т. А. Я и моя семья.
13. Сальмина Н. Г. Учимся думать.
14. Сальмина Н. Г., Глебова А. О. Учимся рисовать.
15. Щербакова Е. И. Знакомимся с математикой.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».