Сведения о средствах обучения и воспитания Реализация инклюзивной практики в МБОУ СОШ №2 с Кизляр на 2014-2019 годы» позволила получить следующие социально-образовательные эффекты: - Здоровье – это ценность; -Адаптированная педагогическая система – это залог успешности каждого ученика; - Мы разные – но мы вместе; - Школа – это источник умственного, эмоционального, социального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. Успешно найденные нами инновационные подходы к сохранению здоровья обучающихся и накопленный опыт интегрированного обучения стали факторами включения нашей школы с 2014 года в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2014-2019г. В рамках реализации данной программы в школе создана универсальная безбарьерная среда, обеспечены условия для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в данной программе оказало значимое влияние на развитие модели инклюзивного образования в нашей школе, что рассматривается нами как образовательная инновация. 1. Описание контингента детей В МБОУ СОШ №2 с. Кизляр. В МБОУ СОШ №2 с. Кизляр обучается 881человек. Из них 37 человек с подтвержденным статусом ребенок-инвалид. 2. Для обучения детей с ОВЗ в в нашей школе были созданы специальные архитектурные условия. В школе организован специально оборудованный вход в здание с расширенными дверными проемами и пандусом; расширены дверные проемы, функционирует сенсорная комната. Унитаз специальный, с поручнями для детей-колясочников. Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «СОРИПКРО» по дополнительной профессиональной образовательной программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях с учѐтом требования ФГОС ОВЗ». 3. Психологический кабинет - учебное помещение школы, в котором педагог-психолог организовывает индивидуальные и групповые занятия.Кабинет имеетоборудование для развития мелкой моторики, тактильного, зрительного и слухового восприятия, мышления и речи;дидактический материал для развития социально-эмоционального развития; оборудование для дидактических игр; материалы для изобразительного творчества и т.п.; 4. Сенсорная комната - комната, оснащенная специальным оборудованием для создания среды положительной мульти-сенсорной стимуляции в атмосфере полной безопасности, которая отсекает любые негативные и нейтральные воздействия внешнего мира;способствует снятию агрессивного состояния, избавлению от негативных эмоций. Потолок и стены комнаты окрашены всветлые, мягкие тона. Мебель представлена мягкими модулями, пуфами. В составе оборудования сенсорной комнаты: сухой бассейн с шариками, прыгательные мячи, сенсорные и тактильные дорожки, тактильные панели, оптическое «Зеркало» и другое. Комната релаксации помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорнойсреды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительныйэмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервноевозбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. В ней создаѐтся комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая психофизическое здоровье детей. 5. Образовательная деятельность в школе осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования. В школе осуществляется адаптация образовательных программ к способам усвоения их содержания детьми с ОВЗ при помощи различных форм и методов педагогического взаимодействия. Разработана и утверждена «Адаптированная образовательная программа «Мы – вместе» (организация учебно-воспитательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы) на 2018-2019 уч.г.. Цель программы - оптимизация модели адаптивной школы, обеспечивающей успешную социализацию обучающихся. Среди ожидаемых результатов – построение модели инклюзивной школы, обеспечивающей равный доступ к услугам образованиядетей с ОВЗ. Построение системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования как инновации в нашей школе основывается на совокупности ключевых идей, среди которых: Инклюзивное образование имеет позитивные эффекты лишь в случае создания в образовательной организации качественно новой (адаптированной) инклюзивной образовательной среды как психологопедагогической реальности, содержащей специально организованные условия (пространственно-предметные, социальные, технологические) для обучения, развития и социализации обучающихся с ОВЗ совместно с их здоровыми сверстниками. В инклюзивной практике несколько субъектов и все они нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, адаптации образовательных и иных социальнопсихологических нагрузок на каждого субъекта сопровождения. Следовательно, среда, ее участники и их деятельность требуют сопровождения. Внедрение инклюзивной практики в нашей школе предполагает описание и построение модели инклюзивного образования, формирование философии инклюзии у всех участников образовательного процесса, определение стратегического плана перехода в инклюзивную школу, поиск эффективных способов внедрения инновации. На этапе проектирования модели инклюзивного образования необходимо представить некоторый образ нового, рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и инклюзия как инновация должна обеспечить новое качество образовательного процесса (не снизить его качество), продемонстрировать динамику развития образовательной организации. Психолого-педагогическое сопровождение способно снизить риски и нагрузки, возникающие в условиях организационно-содержательных изменений, способно регулировать динамику инноваций. Среди характеристик динамики: • отсутствие отрицательных эффектов и последствий образования (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации и др.); • повышение профессиональной компетентности, личностнопрофессиональное развитие педагогических кадров и их отношения к профессиональной деятельности; • рост престижа образовательной организации в социуме, выражающийся в притоке учащихся и преподавателей. Таким образом, ключевые идеи, выделенные нами, а также деятельность по реализации государственной программы «Доступная среда» позволили нам создать модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Основной задачей моделирования психолого-педагогического сопровождения, как мы уже отметили, является создание адаптированной образовательной среды, определение конечных целей и критериев эффективности сопровождения инклюзивной практики в нашей школе. К критериям эффективности мы отнесли: - критерий прогнозируемости; - критерий ресурсозатратности и востребованности модели. Внедрение модели сопровождения инклюзии как инновации требует, на наш взгляд, прежде всего: - действенной службы сопровождения, позиционирование ее как лидера и центра инновационных процессов; - постоянно-растущего профессионального уровня педагогических работников, взаимодействующих с детьми с ОВЗ; В течение всего учебного года в нашей школе педагог-психолог осуществляет постоянное динамическое наблюдение за детьми-инвалидами. Проводятся мероприятия, направленные на привлечение внимания школьной общественности к сложностям, с которыми сталкиваются инвалиды: «День инвалида», «Час добра», «Новый год в каждый дом», «Урок доброты» и др. В рамках Недели инклюзивного образования было проведено внеклассное занятие: «Твори добро!». В целом, педагогический коллектив школы – это непосредственные участники инклюзивного образования – являются коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении. В отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике нами определены следующие задачи сопровождения: • повышение профессиональной компетентности; • формирование навыков командной работы; • формирование психологической культуры, ценностей инклюзивного образования. Все названные задачи призваны оказывать значимое воздействие на формирование ценностей и смыслов педагогической деятельности, включая психологическую готовность к изменениям. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)