Сведения о средствах обучения и воспитания

Сведения о средствах обучения и воспитания
Реализация инклюзивной практики в МБОУ СОШ №2 с Кизляр на 2014-2019
годы» позволила получить следующие социально-образовательные эффекты:
- Здоровье – это ценность;
-Адаптированная педагогическая система – это залог успешности каждого
ученика;
- Мы разные – но мы вместе;
- Школа – это источник умственного, эмоционального, социального и
физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Успешно найденные нами инновационные подходы к сохранению здоровья
обучающихся и накопленный опыт интегрированного обучения стали
факторами включения нашей школы с 2014 года в государственную
программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2014-2019г. В
рамках реализации данной программы в школе создана универсальная
безбарьерная среда, обеспечены условия для получения образования детей с
ограниченными возможностями здоровья. Участие в данной программе
оказало значимое влияние на развитие модели инклюзивного образования в
нашей школе, что рассматривается нами как образовательная инновация.
1. Описание контингента детей В МБОУ СОШ №2 с. Кизляр.
В МБОУ СОШ №2 с. Кизляр обучается 881человек. Из них 37 человек
с подтвержденным статусом ребенок-инвалид.
2. Для обучения детей с ОВЗ в в нашей школе были созданы специальные
архитектурные условия. В школе организован специально
оборудованный вход в здание с расширенными дверными проемами и
пандусом; расширены дверные проемы, функционирует сенсорная
комната. Унитаз специальный, с поручнями для детей-колясочников.
Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации в ГБОУ
ДПО «СОРИПКРО» по дополнительной профессиональной
образовательной программе «Организация инклюзивного образования
детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях с
учѐтом требования ФГОС ОВЗ».
3. Психологический кабинет - учебное помещение школы, в котором
педагог-психолог организовывает индивидуальные и групповые
занятия.Кабинет имеетоборудование для развития мелкой моторики,
тактильного, зрительного и слухового восприятия, мышления и
речи;дидактический материал для развития социально-эмоционального
развития; оборудование для дидактических игр; материалы для
изобразительного творчества и т.п.;

4. Сенсорная комната - комната, оснащенная специальным
оборудованием для создания среды положительной мульти-сенсорной
стимуляции в атмосфере полной безопасности, которая отсекает любые
негативные и нейтральные воздействия внешнего мира;способствует
снятию агрессивного состояния, избавлению от негативных эмоций.
Потолок и стены комнаты окрашены всветлые, мягкие тона. Мебель
представлена мягкими модулями, пуфами. В составе оборудования
сенсорной комнаты: сухой бассейн с шариками, прыгательные мячи,
сенсорные и тактильные дорожки, тактильные панели, оптическое
«Зеркало» и другое. Комната релаксации помогает снимать мышечное
и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в
условиях обогащенной мультисенсорнойсреды. Она создает ощущение
безопасности и защищенности, положительныйэмоциональный фон,
снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервноевозбуждение и
тревожность, активизирует мозговую деятельность. В ней создаѐтся
комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая
психофизическое здоровье детей.
5. Образовательная деятельность в школе осуществляется в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего и основного общего образования.
В школе осуществляется адаптация образовательных программ к
способам усвоения их содержания детьми с ОВЗ при помощи
различных форм и методов педагогического взаимодействия.
Разработана и утверждена «Адаптированная образовательная
программа «Мы – вместе» (организация учебно-воспитательной
деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях школы) на 2018-2019 уч.г.. Цель программы - оптимизация
модели адаптивной школы, обеспечивающей успешную социализацию
обучающихся. Среди ожидаемых результатов – построение модели
инклюзивной школы, обеспечивающей равный доступ к услугам
образованиядетей с ОВЗ.
Построение системы психолого-педагогического сопровождения
инклюзивного образования как инновации в нашей школе
основывается на совокупности ключевых идей, среди которых:
Инклюзивное образование имеет позитивные эффекты лишь в случае
создания в образовательной организации качественно новой
(адаптированной) инклюзивной образовательной среды как психологопедагогической реальности, содержащей специально организованные
условия (пространственно-предметные, социальные, технологические)
для обучения, развития и социализации обучающихся с ОВЗ совместно

с их здоровыми сверстниками. В инклюзивной практике несколько
субъектов и все они нуждаются в психолого-педагогическом
сопровождении, адаптации образовательных и иных социальнопсихологических нагрузок на каждого субъекта сопровождения.
Следовательно, среда, ее участники и их деятельность требуют
сопровождения. Внедрение инклюзивной практики в нашей школе
предполагает описание и построение модели инклюзивного
образования, формирование философии инклюзии у всех участников
образовательного процесса, определение стратегического плана
перехода в инклюзивную школу, поиск эффективных способов
внедрения инновации. На этапе проектирования модели инклюзивного
образования необходимо представить некоторый образ нового,
рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и
инклюзия как инновация должна обеспечить новое качество
образовательного процесса (не снизить его качество),
продемонстрировать динамику развития образовательной организации.
Психолого-педагогическое сопровождение способно снизить риски и
нагрузки, возникающие в условиях организационно-содержательных
изменений, способно регулировать динамику инноваций. Среди
характеристик динамики:
• отсутствие отрицательных эффектов и последствий образования
(перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические
расстройства, дефицит учебной мотивации и др.);
• повышение профессиональной компетентности,
личностнопрофессиональное развитие педагогических кадров и их
отношения к профессиональной деятельности;
• рост престижа образовательной организации в социуме,
выражающийся в притоке учащихся и преподавателей.
Таким образом, ключевые идеи, выделенные нами, а также
деятельность по реализации государственной программы «Доступная
среда» позволили нам создать модель психолого-педагогического
сопровождения инклюзивного образования.
Основной задачей моделирования психолого-педагогического
сопровождения, как мы уже отметили, является создание адаптированной
образовательной среды, определение конечных целей и критериев
эффективности сопровождения инклюзивной практики в нашей школе. К
критериям эффективности мы отнесли:
- критерий прогнозируемости;
- критерий ресурсозатратности и востребованности модели.
Внедрение модели сопровождения инклюзии как инновации требует, на наш
взгляд, прежде всего:

- действенной службы сопровождения, позиционирование ее как лидера и
центра инновационных процессов;
- постоянно-растущего профессионального уровня педагогических
работников, взаимодействующих с детьми с ОВЗ;
В течение всего учебного года в нашей школе педагог-психолог
осуществляет постоянное динамическое наблюдение за детьми-инвалидами.
Проводятся мероприятия, направленные на привлечение внимания
школьной общественности к сложностям, с которыми сталкиваются
инвалиды:
«День инвалида», «Час добра», «Новый год в каждый дом», «Урок доброты»
и др. В рамках Недели инклюзивного образования было проведено
внеклассное занятие: «Твори добро!».
В целом, педагогический коллектив школы – это непосредственные
участники инклюзивного образования – являются коллективным субъектом
инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом
сопровождении. В отношении педагогов, участвующих в инклюзивной
практике нами определены следующие задачи сопровождения:
• повышение профессиональной компетентности;
• формирование навыков командной работы;
• формирование психологической культуры, ценностей инклюзивного
образования.
Все названные задачи призваны оказывать значимое воздействие на
формирование ценностей и смыслов педагогической деятельности, включая
психологическую готовность к изменениям.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».